Страница обновлена 27.09.2023

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 73"

Страница обновлена 27.09.2023
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 73"

 Сведения о поддержке (одобрени) проекта органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования (Письмо департамента образования мэрии  г. Ярославля от 27.09.2023 № 01-18/5037)

Протокол Пед. совета №1 от 06.09.2023г. 

 

Федеральная инновационная площадка

«Формирование субъектности дошкольника в условиях духовно-нравственного воспитания»

Заявка на 2023 – 2025 г.г.

 

Аннотация проекта

Данный проект – это представление вариантов педагогической деятельности по реализации задач формирования субъектности у детей дошкольного возраста (описание комплекса условий в ДОО и возможных направлений их совершенствования – Модель «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение формирования детской субъектности»).

Проект будет реализовываться в условиях сетевого взаимодействия муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Ярославля:

  •          МДОУ «Детский сад № 40»,
  •         МДОУ «Детский сад № 72»,
  •          МДОУ «Детский сад № 73»,
  •          МДОУ «Детский сад № 182»,
  •          МДОУ «Детский сад № 233».

Цель:

Разработка модели деятельности и диссеминация опыта дошкольных организаций Ярославской области по формированию субъектности ребенка в условиях реализации ФОП ДО: воспитание дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальных традиций

Задачи:

  1. Разработать, апробировать и внедрить новые элементы содержания, методы и приемы педагогической практики для воспитания ребенка как гражданина России, формирования   основ гражданской и культурной идентичности дошкольников, становления их субъектности;
  2. Структурировать и описать актуальные педагогические практики по формированию субъектной позиции родителей как участников образовательного процесса ДОО, основанного на взаимодействии взрослого и ребенка;
  3. Спроектировать и оптимизировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО, обеспечивающею качество педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, поддержке детской активности и инициативности; предъявить педагогическому сообществу успешные практики;
  4. Возродить идеи «ровесничества» и описать механизмы формирования субъектности воспитанников ДОО  в процессе разновозрастного взаимодействия (в том числе и детей с ОВЗ),  приобщения детей к базовым ценностям российского народа (достоинство, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение единство народов России и др.);
  5. Разработать и описать варианты «горизонтального» внутрисетевого обучения педагогов, реализовать идею наставничества, как условия их профессионального развития по направлению духовно-нравственного воспитания и формированию субъектности дошкольников; усовершенствовать кадровый потенциал ДОО – участников сетевого взаимодействия данного проекта.

Обоснование

В ФГОС ДО, ФОП ДО задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста обозначены как приоритеты системы. Ключевые понятия, через которые определяется духовно-нравственное развитие личности – «ценностно-смысловая сфера личности», «сознательность», «моральные нормы и нравственные идеалы», «отношение».  Духовно-нравственное развитие личности дошкольника определяется как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Развитие нравственной сферы личности дошкольника конкретизируется как «процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Духовно-нравственное воспитание дошкольника понимается как система психолого-педагогических условий, способствующих принятию и усвоению детьми нравственных ценностей, идеалов, норм и правил поведения, нравственного отношения к другим людям, к себе и окружающему миру. Особое значение в новых ФГОС придается таким психолого-педагогическим условиям детского развития, как поддержка инициативы и самостоятельности детей, развитие чувства уверенности, веры в себя, активности и творчества, то есть субъектным основам развития дошкольников. Принятие и понимание ребенком нравственных ценностей, норм, идеалов опосредуется его мотивацией, интеллектом, эмоциональными возможностями и отношением к другому человеку, социальными представлениями, тоесть дошкольником как субъектом нравственного развития. Важным нам представляется вопрос о понимании, определении и возрастных возможностей и предпосылок становления старшего дошкольника как субъекта нравственного развития, поскольку старший дошкольный возраст является узловым для становления субъектных оснований личности ребенка. В рамках реализациипункта 1.4.2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),  в котором указывается на необходимость «построения образовательной деятельности на осно­ве индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего об­разования, становится субъектом образования…» и  в ряде пунктов  ФОП ДО указывается на необходимость развития самоконтроля, самостоятельности, осознанности  ребенка и др., педагогическим коллективам ДОО необходимо найти возможности для практического решения этих задач. Если развитие субъектности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста достаточно разработано, то проблема разработки и реализации механизма формирования субъектности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, в этот период закладываются основы формирования субъектности (как проявления активности, инициативности, умения замечать проблемы и противоречия в окружающем мире; как умение ставить цели по их преодолению; планировать свою длительность (индивидуальную или совместно с другими людьми); добиваться определенного результата; оценить свои действия и достижения совместно со взрослыми или другими детьми).  Конечно, возрастные особенности ребенка-дошкольника не позволяют в полной мере реализовать идею формирования его субъектности, но педагогическая деятельность в этом направлении должна быть спроектирована и реализована. Именно в дошкольном детстве нужно обеспечить ребенку условия, которые помогут ему преодолеть возрастную и личностную неуспешность. Она может выражаться в определенных поведенческихмаркерах: в неумении получать информацию из окружающего мира и применять ее для своих целей; в проблемах выстраивания коммуникации с людьми разного возраста, пола, статуса; в затруднениях делать выбор, принимать решения, нести за них ответственность. Уже у дошкольника можно наблюдать и определять негативные черты характера ребенка, отклонения эмоционально-волевой сферы, искажения ценностно-смысловой и потребностной сферы, которые в дальнейшем будут являться помехой его успешности.

Неуспешность ребенка в этих сферах легче преодолевается в дошкольном возрасте, чем в более старшем. Преодолевая трудности и закладывая основы успешности ребёнка в детском саду, а в дальнейшем в школе, можно заложить базис для формирования будущей успешности в жизни, профессии. Важно создать условия, в которых у ребенка будет формироваться позитивное отношение к себе и окружающему миру, где будет возможность формировать у него активную, субъектную позицию.

Для решения этих задач в ДОО должны быть созданы комплексные условия:

  • компетентный педагог, разделяющий ценности современного образования, ориентированного на поддержку детской активности и инициативности;
  • субъектно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги);
  • развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок может проявить свою субъектность. 

Механизмы, инструменты и способы достижения формирования основ субъектности ребенка на сегодняшний день в системе дошкольного образования еще только разрабатывается, но, педагоги ДОО уже могут реализовать широкий спектр возможностей, которые предоставляют уже имеющиеся в ДОО условия и проводить работу по их постоянному совершенствованию.

Наш проект – это представление вариантов педагогической деятельности по реализации задач формирования субъектности у детей дошкольного возраста (описание комплекса условий в ДОО и возможных направлений их совершенствования – Модель «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение формирования детской субъектности»).