Страница обновлена 25.05.2020

муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 73"

Страница обновлена 25.05.2020
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 73"

Игры для развития пассивного словаря.

Вкусная артикуляционная гимнастика

Домашние рекомендации учителей -логопедов для групп с ТНР (группы № 5, 11, 12) по лексическим темам с 06.04.2020 по 31.05.2020

Найди и обведи букву:

Подготовка руки к письму. Развитие графомоторных навыков:



«Космос»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми. Ввести в активный словарь:

существительные: город, страна, планета, Вселенная, космос, Солнечная система, Земля, Солнце, Луна, Марс, Венера, звезды, невесомость, космодром, ракета, корабль, спутник, космонавт, астронавт, скафандр, землянин, инопланетянин, марсианин;

прилагательные: земной, космический, солнечный, звездный, лунный, межпланетный, искусственный;

глаголы: строить, готовиться, запускать, летать, вращаться, прилуниться, приземлиться.

  • Мимические и пантомимические движения, релаксация:

Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают, поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете. Что вы видите вокруг себя? Что вы слышите? Что ощущаете? Путешествие заканчивается, вы приземляетесь.»

  • Фонопедическое упражнение «Ракета»

Проверяем топливо

Дети произносят «ш-ш-ш…»

Открываем и закрываем люки

А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук А низким и высоким голосом/

Проверяем радио

Дети произносят короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед  показывает высоту голоса рукой 

Включаем двигатель

Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью

 

  • Артикуляционная гимнастика:

Проверяем исправность двигателя (артикуляционные упр. «Лошадка скачет по дорожке», «Сердитый индюк»). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (упр. «Накажи непослушный язык»); Проверяем двигатель повторно (упр. «Барабан»). Ор-ор-ор  – завели мотор!

  • Работа над четкостью дикции:

В темном небе звезды светят,             Видит сверху он поля,

Космонавт летит  в ракете.               Горы, реки и моря.

День летит и ночь летит.                  Видит он весь шар земной,

И на землю вниз глядит.                   Шар земной – наш дом родной.      В. Степанов

  • Развитие мелкой моторики:

По порядку все планеты

Четыре — Марс.

Он восьмым идёт по счёту.

Назовёт любой из нас:

Пять — Юпитер,

А за ним уже, потом,

Раз — Меркурий,

Шесть — Сатурн,

И девятая планета

Два — Венера,

Семь — Уран,

Под названием Плутон.

Три — Земля,

За ним — Нептун.

 

– Два грецких ореха дети держат в одной руке и вращают их одним вокруг другого (по типу китайских шариков):

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

  • Развитие общей моторики «Космонавты»:

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты,                      На какую захотим,                  Но в игре один секрет:
Для прогулок по планетам.            На такую полетим!           Опоздавшим места нет! (разбегаются по своим местам)

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Дид. игра «Посчитай-ка» (1 – 5): космический корабль, бесстрашный космонавт, мужественный космонавт и т.д.

2. Дид. игра «Подбери слова одной семейки»: космос, звезда, планета.

3. Дид. игра «Подбери слова-признаки»: планета Земля (какая?) – …, космический корабль (какой?) – …, звезды (какие?) – …, космонавт (какой?) – … .

4. Деление слов на слоги по теме: луна, солнце, космос, космонавт, корабль, планеты, звезды, Земля, скафандр (старшей, подготовительной к школе групп)

5. Дид. игра «Далеко – близко»: далеко – близко, высоко – …, улететь – …, взлететь – …, темно – …, ярко – …, тесно – … .

    • Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание иллюстративного материала с изображением космоса, космонавтов и космической техники, загадки.

Чтение рассказов о космосе: М.Бул «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит?», «Космические станции»,  Р.Скейчел, М.Бул «Искусственные спутники». Заучивание стихов: 

      Созвездия Большой и Малой Медведиц.                                                Что такое Солнце?

Вот Медведица Большая       А рядом тускло светится                                    Солнце – монетка, – скупой проворчал.

Кашу звёздную мешает          Малая Медведица.                                             Нет, сковородка! – обжора вскричал.

Большим ковшом                     Маленьким ковшичком                                   Нет, каравай, – хлебопёк произнёс

В котле большом.                       Собирает крошечки.                                       Компас, – сказал убеждённо матрос.

                                                                         Г.Сапгир                                              Солнце- звезда, - астроном объявил.

                                                                                                                                         Доброе сердце, – мечтатель решил.

                                                                                                                                                   А. Еськова

Мы слыхали: две Медведицы     Ночью вверх мы взглянули -

По ночам на небе светятся.         Увидали две кастрюли.   Г.Сапгир


«Весна»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе во всех периодах года.

Ввести в активный словарь детей:

существительные: осень, зима, весна, лето, названия  месяцев года, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, проталины;

прилагательные: ранняя, поздняя, звонкий, радостный, солнечный, дождливый, шумный, погожий, светлый, яркий;

глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать;

наречия: высоко, низко, жарко, холодно.          

  • Мимические упражнения:          

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

  • Развитие речевого дыхания, голоса:

Каплями забулькав,                Я ступила на карниз

Плакала сосулька:                   И боюсь свалиться вниз!

— Я хотела сесть повыше,     Кап! Кап! Кап!

Я хотела влезть на крышу,                      Н. Полякова

  • Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)

На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Упражнения для щек и губ  Пускаем кораблики.  Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.

Упражнения для языка Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях.  Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

  •             Развитие мелкой моторики «Веселые льдинки»:

Солнца луч скользнул в окошко.

Сжимают и разжимают пальцы.

Я зажму его в ладошке.

Соединяют обе руки в «замочек»

Аккуратно, чуть дыша,

Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их.

Спрячу в ларчик малыша.

Закрывают ладони и убирают руки под стол.

И тихонько, шаг за шагом

Пальчики «шагают» по столу.

Маме отнесу бродягу.

Сжимают руки и вытягивают их вперед.

 

  • Развитие общей моторики:

По дорожке долго, долго, взявшись за руки, мы шли

Усидеть весною дома мы с сестренкой не смогли.

Идут по кругу, берут друг друга за руки.

Светит солнце ярко, ярко,

Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук.

От цветов пестреет луг,

Хлопают в ладоши.

В небе радуга, как арка, из семи лучистых дуг.

В воздухе рисуют радугу.

     

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   Развитие лексико-грамматических процессов:
  1. Игра «Скажи иначе» (синонимы),
  2. Игра «Телефон» (родственные слова к словам весна, вода),
  3. Игра «Под­бери признаки» (весна, вода).
  4. «Волшебная цепочка» (распространение предложений): Солнце греет. Яркое солнце греет. Яркое теплое солнце греет. Яркое теплое солнце греет землю. и т.д.
  • Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение и обсуждение произведений: С. Есенин «Черемуха», Г. Сладков «Птицы весну принесли», А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», Ф.И. Тютчев «Весенние воды», С.Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

Пословицы и поговорки: Март зиму кончает, весну начинает. Весна красна цветами, а осень пирогами. Лето идёт вприпрыжку, а зима - вразвалку. Весною сверху печет, а снизу морозит.

Осень прикажет, весна своё скажет. Весна зажги снега, заиграй овражки.

Скороговорки:                         

На заре порозовело.                            Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.

В зимний холод всякий молод.          Зимним утром от мороза             Ломали лед, ломали мы.

Всякий молод в зимний холод.          На заре звенят березы.                 Летели клочья от зимы.


«Перелетные птицы весной»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Обобщить знания детей о жизни перелетных птиц весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Ввести в активный словарь:

существительные: зяблик, кукушка, журавли, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое;

прилагательные: звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный;

глаголы: прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.

  • Мимические и пантомимические движения, релаксация:

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.

  • Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для мышц шеи

Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади. Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,      Хоть и скрылся под корой,

Червяка добыть хочу.    Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

  • Развитие речевого дыхания, силы голоса «Птицы возвращаются»:

– Давайте позовем птиц. Сделайте вдох, на выдохе протяжно произнесите с восклицательной интонацией: «Прилетайте, птицы!»

– Летит стая журавлей. Послушайте, как кричат журавли: «Гур-гур-гур-гур-гур!». Повторите так же.

  • Психогимнастика. Пластические этюды:

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит болоту, ловит лягушек.

Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».

  • Развитие мелкой моторики:

Из дальних стран, спеша домой,

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Летят, курлыча, журавли.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Их крик несется над землей,

Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими.

Весну приветствуют они.

Сжать руки в рукопожатии.

 

  • Развитие общей моторики «Лебеди»:

Лебеди летят,                    Прямо и гордо
Крыльями машут.             Умеют держаться
Прогнулись над водой      И очень бесшумно
Качают головой                 На озеро садятся.

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1.         Игра «Улетает, не улетает». Взрослый называет птицу, а ребенок взмахивает руками, если птица перелетная.

2.         Игра «Назови ласково». Соловей — соловушка, журавль, лебедь и т.д.

3.         Игра «У кого кто». У грача — грачата, грачонок. У скворца, у журавля и т.д.

4.         Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам. Объяснить детям значения словосочетаний: предвестники весны, вить гнезда, вершина дерева, выводить птенцов.

    • Художественная литература и иллюстративный материал:

Чтение художественных текстов: В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майков «Ласточка», В.А. Жуковский «Жаворонок» — беседа по прочитанному.

Пословицы   

Ласточка день начинает, а соловей кончает.       Соловей да кукушка в одно время поют, да не одну песню.

Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.

Скороговорки   Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах:

               Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат.     

              Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно грачей.


 «Насекомые»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:

существительные: насекомые, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчелка, оса, шмель, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, спинка, брюшко, лапки, хоботок, усики, личинки, куколка;

прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный, майский;

глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать, прыгать, порхать, откладывать.

  • Пластический этюд «Оса»:

Воспитатель предлагает детям изобразить ситуацию с помощью мимики и выразительных движений.

– Мама купила большой арбуз. Арбуз очень вкусный и сладкий! Мы едим его с удовольствием! Вдруг прилетела оса. Она начала летать вокруг арбуза. Пытается сесть нам на руки, может больно укусить! Ах! Страшно! Мама взяла полотенце и выгнала осу в окно. Оса улетела.

  • Развитие речевого дыхания, чувства ритма:

«Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам: зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

«Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.) Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)

«Пчёлка» Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Следить, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

  • Артикуляционная гимнастика:

«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

  • Развитие мелкой моторики:

Раз, два, три, четыре, пять –

Сжимать – разжимать кулачки.

Насекомых надо знать:

Последовательно соединять пальцы рук с большими.

Муха, бабочка, пчела, муравей, комар, оса, Шмель, кузнечик и сверчок –

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки..

И у каждого шесть ног!

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев.

 

  • Развитие общей моторики Гусеница»:

Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон».

Дети лежат   на   спинах  ногами  в центр круга.

Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем.

Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеку.

Спит без просыпа всю зиму.

Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо —

Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна…

Медленно садятся.

Просыпайся, соня – сонюшка!

Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна. Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут руками, как крылышками.

 

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Дид. игра «Сосчитай». Одна красивая бабочка, две красивые бабочки… пять красивых бабочек и т.д.

2. Дид. игра «Подбери признак». Бабочка (какая?), комарик (какой?) и т.д.

3. Отгадывание и заучивание загадок.

  • Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л.Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения муравьишки», И.А.»Крылов «Стрекоза и муравей», С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).

Пословицы и поговорки: Почему в народе говорится?

Муравей не велик, а горы копает. Пчелка маленькая, да мед ее сладок. У кого пчела, тому жизнь весела. Жужжала муха, дождалась паука. Осенняя муха сильнее кусает. Пчелка мала, а и та работает.

Скороговорки: У осы – не усы, не усищи, а усики.      Золотистый, как из бронзы,  

                                                                                             И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!

                                     Жутко жуку жить на суку.                             

Жук кружится возле розы.    

Очень с розами дружу!»


«День Победы»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Ввести в активный словарь:

существительные: армия, генерал, командир, солдат, герой, бой, атака, медаль, орден, ветеран, участник, память, тыл, салют, победа, демонстрация, фронт, памятник, мемориал, обелиск, города – герои;

прилагательные: смелые, отважные, мужественные, героический, доблестный, храбрые, военное, мирное, братская, светлая, вечная, незабываемые, живые;

глаголы: победили, защищали, охраняли, шли, боролись, погибали, оставались, оборонялись, сражались, ранить, перевязать.

  • Мимические упражнения:

Изобразить строгого генерала, злого врага, веселого солдата, серьезного танкиста.

Пластический этюд «Прыжок с парашютом».

  • Развитие речевого дыхания, чувства ритма:

9мая в честь победы нашего народа в Великой Отечественной войне проводится военный парад.

– Послушайте, как барабанщики бьют в барабаны на параде. Повторите так же:  //–, //–.

После парада наступает очередь праздничного салюта.

– Сделайте вдох, на выдохе произнесите с постепенным увеличением силы голоса: ду-ду-ду-ду.

Произнести двустишье. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить добор воздуха и произнести вторую строчку (громко, с восклицательной интонацией):  День Победы отмечает страна,

                                                                                В небе – салют, и кричим мы УРА!

  • Артикуляционная гимнастика:

Для челюсти: имитация жевания;

для губ: губы «художники» (а-о-у-э-ы-и);

для языка: самомассаж языка.

  • Развитие мелкой моторики:

День Победы великой России

Руки положить на стол: правую ладонью вниз, а левую сжать в кулак. Менять положение рук.

В майский день отмечает страна,

Руки положить на стол: левую ладонью вниз, а правую сжать в кулак. Менять положение рук.

И огнями зелеными, синими,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Зажигает салют небеса.

Пальцы сложить в щепоть, раскрывать пальцы и снова сжимать в щепоть.

 

  • Развитие общей моторики:

Оловянный солдатик стойкий, На одной ноге постой-ка. На одной ноге постой-ка.

Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, да смотри – не упади!

Шагаем на месте.

А теперь постой на левой.

Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Прыжки на месте.

 

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Кто где служит? (словообразование): артиллерия – артиллерист и т.д.

2. Подбери слова-признаки к словам: праздник 9 Мая (какой?) - (весёлый, радостный, замечательный, великий); солдат (какой?) — ... (смелый, сильный, выносливый, умный); война (какая?) — ... (злая, плохая, слёзная, невыносимая).

3. Объясни, как ты понимаешь слова: праздник, война, победа, медаль, память.

4. Подбери слова, которыми ты поздравишь воина-ветерана.

  • Художественная литература и иллюстративный материал: беседы: «Великая Отечественная война», «Подвиги юных героев», «Герои – земляки», «Памятники героям Великой Отечественной войны  в нашем городе». Рассматривание  иллюстрационного материала  по теме. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне: Л. Кассиль «Богатыри», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский  «Василий Теркин» (отрывки из поэмы),  С. Алексеев «Дом»  и др. Знакомство  с военной символикой.

Пословицы: Кто за Родину горой, тот истинный герой.         Войной да огнем не шутят.

Худой мир лучше доброй брани.                           Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.                                         Держи порох сухим – будешь непобедим.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.


 «Речные, аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Сформировать у детей представления о жизни животных морей и океанов. Расширить представления о жизни животных рек, прудов, озер. Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах. Ввести в активный словарь:

существительные: краб, кит, морской котик, тюлень, морж, дельфин, акула, скат, меч – рыба, пила – рыба, игла – рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия; чешуя, плавники, хвост;

прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный;

глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть, ухаживать, кормить, наблюдать, смотреть.

  • Мимические и пантомимические движения, релаксация:

Звучит спокойная музыка. Дети стоят полукругом. «Вы превратились в различных рыбок и плаваете в воде» (дети покачиваются из стороны в сторону).  «Вы плывете по течению. Вода очень теплая. Покажите, как быстро вы перебираете своими плавничками. А теперь, внимание, впереди хищная рыба! Спрячьтесь за камни на дне» (дети приседают, обхватывают колени руками). «Хищница проплыла мимо, не заметила вас» (дети встают.)

    • Артикуляционная гимнастика:

Упражнение для челюсти Резкое откидывание челюсти вниз. Челюсть акула крепко сжала,  резко открыла и рыбу поймала.

Упражнения для губ Беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы. Открывает рыбка рот, а не слышно, что поет.

Упражнение для языка  Посмотрел направо, посмотрел налево, посмотрел на небо – нет ли туч, поглядел вниз на дорожку – нет ли луж. Ничего не нашел, на рыбалку пошел («Лопатка», «Иголочка», «Горбик», «Чашечка»).

  • Развитие мелкой моторики:

Рыбки плавают в пруду —

Не поймаешь ни одну,

потому что рыбки очень осторожны и все время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки. Объясните значение команд:

«рыбки» — упражнение «Рыбка»;

«камни» — руки сожмите в кулаки и положите на стол;

«водоросли» — пальчиковые упражнения «Водоросли».

«Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,    

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,   

Руки прижаты друг к другу.

Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"    

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

Качаем сомкнутыми ладонями

(отрицательный жест).

А третья сказала: "Мне хочется спать!"    

Ладони поворачиваются на тыльную

сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.    

Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Запястья соединены.

Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"   

Быстрые волнообразные движения

сомкнутыми ладонями (уплывают).

 

  • Развитие общей моторики «На дне»:

Улитки ползут, свои домики везут.

Передвигаются по кругу в полуприсяде,

сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, на рыбок глядят.

Делают «рожки» из пальчиков,

ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Рыбки плывут, плавничками гребут.

Передвигаются по кругу,

делая гребковые движения руками.

Влево, вправо, поворот, а потом наоборот.

Выполняют повороты туловища влево,

вправо и наоборот.

 

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбешка, рыбный…

2. Дид. игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных).

3. Дид.игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными).

4. «Выбери нужное действие» Рыбка к камню…. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега… (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку (вплыла, переплыла).

5. Словообразование: употребление существительных с увеличительными суффиксами–ИЩА, -ИЩЕ (рыба – рыбища).

 

    • Художественная литература и иллюстративный материал:

 Предметные и сюжетные картинки по теме; чтение литературных текстов: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Носов Н. «Карасик», р.н.с. «По щучьему веленью», Гурвич И. «Левушка-рыбак».
Скороговорки                            

Наловил Валерий                         Жили-были линь и язь –              В аквариуме у Харитона

Полведра форели.                        Жили в иле, не ленясь.                 Четыре рака и три тритона.

Угостил форелью                        В ясли язь возил язят,                   В озере – карп,

Дарью и Лукерью.                      Линь линят – в интернат.              А в море – краб.                      
Пословицы  Почему в народе так говорят?

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.                    Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь. 

Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками.        Где чайки, там и рыба.        

На морском дне густо – выросла капуста.

Но капуста не простая, А зеленая, морская.


«Животные холодных стран»

 (для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Расширить представления детей  о животных севера, об их повадках, поведении, образе жизни. Ввести в активный словарь:

существительные: животные, север, тюлень, морж, котик, олень, нерпа, песец, белый медведь, рога, копыта, клыки, мех, шкура;

прилагательные: пушистый, сильный, хитрый, неповторимый, красивый, осторожный, гладкий, острый;

глаголы: добывать, прыгать, прятаться, нырять, охотиться.

 

  • Массаж лица, рук и шеи

Гордится морж усами              Рисуем усы

И острыми клыками                Стучим пальчиками по щёчкам

На краю Земли живёт              Массаж головы

Где снег вокруг и лёд              Ноготками царапаем шейку

 

  • Развитие выразительности движений и мимики:

Разъярённый морж, любопытный пингвин, испуганный олень, робкий тюлень.

Игра «Превращение»

Представьте, что вы превращаетесь в белого медвежонка (моржонка).

– С помощью движений и мимики покажи: медвежонок доволен купанием в океане, он весело стряхивает воду со спины; моржонок выполз из воды на льдину и играет, поднимает вверх и опускает вниз голову.

    • Артикуляционная гимнастика:

Упражнение для челюсти Тюлень. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки; «Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко; «Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой; «Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.

Упражнение для языка «Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу; «Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой; «Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо; «Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой; «Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т.

 

  • Развитие речевого дыхания и голоса «Северный ветер»:

Сделать вдох, на выдохе длительно произносить слог ВУ с постепенным повышением голоса. Затем выполнить вдох и произнести слог ВУ с постепенным понижением голоса.

 

 

 

 

В-У-У-У-У-У-У!      В-У-У-У-У-У-У!  

«Крик поморника»- громкий крик: оу-оы- оу-оы-оу-оы; «Голоса тюленей»- сообщить об опасности тревожным голосом фла- фло- флу- флы; опасность миновала: жма- жмо- жмы. Произнести на одном выдохе фразу:«Не заплывайте далеко в море».

 

  • Работа над четкостью дикции «Пингвин»:

Среди больших холодных льдин               Пингвин так ловко с льдин нырял

Шел вперевалочку пингвин.                    И в море рыбу добывал.

  • Развитие мелкой моторики:
  • Развитие общей моторики «Оленьи упряжки»:

Белые медведи мороза не боятся,

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Нравится им в море ледяном купаться.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Не страшны им в Арктике клыкастые моржи,

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.

На рыбу и тюленей охотятся они.

Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

Дети парами (тройками -  «упряжки» – встают по кругу, руки подняты вверх и скрещены – «рога». Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети бегут по кругу, высоко поднимая, ноги в коленях.

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.

2. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.

3. Образование  по образцу сложных слов: большие рога - большерогий, косолапый, быстроногий и др.

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за. Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.

5. «Посчитай-ка» (1-10): белый медведь, благородный пингвин, миленький моржонок.

    • Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание альбома с иллюстрациями о Севере, сюжетных картин «Семья белых медведей», «Северный олень». Чтение детям рассказов с последующим обсуждением: «Окся – труженица», «Сампо – лопаренок», сказка «Кукушка», Т. Снегирев «След оленя».

Быстрые ноги не вязнут в снегу, голову вскинул олень на бегу –

Вскинул высоко, как будто гордится, что человеку сумел пригодиться. (Б. Заходер)

Скороговорки   Летела гагара над амбаром,    

                           А в амбаре сидела другая гагара. 

                                                              Две совы сидят в беседке, и беседуют соседки

                                                              О погоде, о нарядах, о птенцах своих совятах.



«Животные жарких стран»

(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)

Цель: Расширить представления детей  о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни. Ввести в активный словарь:

существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, коала, утконос, попугай, варан, пища, растение, шерсть, грива, шкура, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия;

прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, травоядный, неповоротливый, полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый;

глаголы: глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать, охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, летать, нападать, опасаться, защищаться, подкрадываться.

  • Мимические упражнения:

Обезьянки-кривляки (веселая обезьянка, сердитая, у которой отобрали банан, обезьянка-плакса, удивленная, спокойная, серьезная), сердитый тигр, испуганная газель.

  • Развитие речевого дыхания и голоса:

Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и с вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от го» до «пяти»). Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

    • Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для мышц шеи

Жираф-великан достает ветки высокого дерева. Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление). Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. Н. Стожков

Слон машет хоботом. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом. При возвращении в исходное положение — выдох ртом.

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

Бегемот. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости. Бегемот разинул рот, булку просит бегемот. С. Маршак

Упражнения для щек и губ

Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания:   «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох».

Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

Упражнения для языка

Жираф жует листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

Обезьянки качаются на лианах. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Сигнал опасности у обезьянок. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

  • Работа над четкостью дикции «Жираф»:

Чтоб жираф был не простужен,          И жена жирафу вяжет 

В стужу шарф на шею нужен.            Шесть шарфов из рыжей пряжи.  

  • Развитие мелкой моторики:

Если в жаркую страну

я случайно попаду,

То увижу там шакала,

Сжимать и разжимать кулачки. Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.

Кенгуру, гиппопотама,

Раскрыть большой и указательный пальцы правой руки.

Обезьяну, тигра, льва,

Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.

Крокодила и слона.

Раскрыть большой и указательный пальцы левой руки.

Хорошо живется им –

Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки

Не бывает снежных зим.

Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.

 

  • Развитие общей моторики музыкальная физминутка «У жирафа пятна..»D диск); «Попугай»:

Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй.

Руки в стороны, влево, вправо.

Он любил летать всех выше, выше пальм, жирафов выше.

Потянуться на носках, руки вверх.

В гости к деткам прилетал, вместе с ними отдыхал,

Делать приседания.

Прыгал, кланялся, шалил, с малышами говорил.

Наклоны головы или туловища вперед.

  • Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Образование множественного числа существительных Им.п. и Р.п. по теме «Животные жарких стран».

2. Образование сложных прилагательных: У жирафа длинная шея – длинношеий жираф.

3. Образование притяжательных прилагательных: Шерсть верблюда – верблюжья шерсть.

4. Образование существительных с помощью суффикса –ищ-: Ужирафа нос – а у слона носище.

5. Игра «Сосчитай». Один кенгуренок, два - …пять кенгурят.

 

  • Художественная литература и иллюстративный материал:

Чтение литературных текстов с обсуждением: Житков Б.С. «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра», Киплинг Д.Р. рассказы из «Книги джунглей», Толстой Л.Н. «Слон», Чарушин Е. «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»; предметные и сюжетные картинки по теме.

Скороговорки   Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.

                                   На прогулке говорливая горилла,

                                   Не смолкая с горилленком говорила.

Положил журнал жираф                  Положил жираф журнал,

В трехэтажный книжный шкаф.     Потому что… прочитал.


«На пороге школы. Школьные принадлежности»

(для подготовительной к школе группы)

Цель: Расширить и обобщить представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь:

существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка, свет, тьма;

прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый;

наречия: справа, слева;

глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться,  трудиться; родственные слова: списывает, переписывает, выписывает, вписывает; антонимы: начнешь — окончишь.

Переносное значение: бежит ученик, время, молоко.

  • Мимические и пантомимические движения, релаксация:

Проснулся первого сентября Витя и испугался (испуг); на улице светло: «Я опоздал в школу» (огорчение); но видит — все еще спят (удивление); «Никуда я не опоздал», — обрадовался Витя (радость).

  • Развитие речевого дыхания и голоса:

Произнести двустишье. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить добор воздуха и произнести вторую строчку: Мы взрослеем с каждым днем,

                             Скоро в школу мы пойдем!

  • Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц открыть широко рот и удержать под счет до 10.

Упражнения для щек и губ «улыбка» - «рупор».

Упражнения для языка «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».

  • Развитие мелкой моторики «В школу»:

В школу осенью пойду. Там друзей себе найду,

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Научусь писать, читать, быстро, правильно считать.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

 

  • Развитие общей моторики:

День стоял веселый, осень на дворе                 Выполнение движений по тексту.

Мы шагали в школу утром в сентябре.

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом. (С. Маршак)

 

  • Развитие лексико-грамматических процессов:
  1. Объяснить пословицы: ученье — путь к уменью, ученье свет, а неученье тьма.
  2. Игра «Исправь ошибку в предложении». У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
  3. Игра «Сосчитай». На материале темы «школьные принадлежности».
  4. Игра «Скажи наоборот». Тупой — острый, длинный, толстый, умный, высокий, веселый.
  5. Подобрать прилагательные. Карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточен­ный. (Линейка, пенал, тетрадь.)
  6. Игра «Четвертый лишний»: ручка, ластик, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
  • Художественная литература и иллюстративный материал:

Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений с последующим обсуждением: Л.Н. Толстой «Фили­пок», АЛ. Барто «Первый урок», З.Н. Александрова «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано», Л.Пантелеев «Буква ТЫ».

Пословицы: Ученье свет, а неученье тьма.            Грамоте учиться всегда пригодится.

                      Без муки нет науки.                            Сделал дело – гуляй смело.

                      Что посеешь, то и пожнёшь.              Что написано пером, не вырубишь топором.          

                      Всякое дело лучше любого безделья.   Грамоте учиться всегда пригодится.

Скороговорки: Звенит звонок, звонок зовёт,

                           И Зоя в класс к себе идёт.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.