Игры для развития пассивного словаря.
Вкусная артикуляционная гимнастика
Домашние рекомендации учителей -логопедов для групп с ТНР (группы № 5, 11, 12) по лексическим темам с 06.04.2020 по 31.05.2020
Найди и обведи букву:
- https://vk.com/photo-32785159_
457275177?api_access_key= de02dfc2996e709880 - https://vk.com/photo-32785159_
457275176?api_access_key= b13e5b0e3e3ead2820 - https://vk.com/photo-32785159_
457275175?api_access_key= 38c08c761e7c2773d7 - https://vk.com/photo-32785159_
457275174?api_access_key= 6198cdc3e8888f3ea8
Подготовка руки к письму. Развитие графомоторных навыков:
- https://vk.com/photo-88060432_
457263087?api_access_key= 271180d4a1b265954a - https://vk.com/photo-88060432_
457263088?api_access_key= db3c8f0d001fe96035 - https://vk.com/photo-88060432_
457263089?api_access_key= 351296ff40e7ea1e1a - https://vk.com/photo-88060432_
457263090?api_access_key= 1b22217bd19ea14e63 - https://vk.com/photo-88060432_
457263091?api_access_key= 4b7c7b46e8e0b79f14 - https://vk.com/photo-88060432_
457263092?api_access_key= c9c7979739e2fc7014 - https://vk.com/photo-88060432_
457263094?api_access_key= 3ffc30c09c07f664d2
«Космос»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми. Ввести в активный словарь:
существительные: город, страна, планета, Вселенная, космос, Солнечная система, Земля, Солнце, Луна, Марс, Венера, звезды, невесомость, космодром, ракета, корабль, спутник, космонавт, астронавт, скафандр, землянин, инопланетянин, марсианин;
прилагательные: земной, космический, солнечный, звездный, лунный, межпланетный, искусственный;
глаголы: строить, готовиться, запускать, летать, вращаться, прилуниться, приземлиться.
- Мимические и пантомимические движения, релаксация:
Под «космическую музыку» дети закрывают глаза и приседают («ракеты на старте»). «Все системы включены. Идет отсчет времени: десять, девять…один. Старт!» Дети встают, поднимают руки вверх «И вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы оказались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете. Что вы видите вокруг себя? Что вы слышите? Что ощущаете? Путешествие заканчивается, вы приземляетесь.»
- Фонопедическое упражнение «Ракета»
Проверяем топливо |
Дети произносят «ш-ш-ш…» |
Открываем и закрываем люки |
А-а, А-а, А-а…/дети произносят звук А низким и высоким голосом/ |
Проверяем радио |
Дети произносят короткие и острые звуки У в разных регистрах. Логопед показывает высоту голоса рукой |
Включаем двигатель |
Произносят звук Р и вращают кулачками перед грудью |
- Артикуляционная гимнастика:
Проверяем исправность двигателя (артикуляционные упр. «Лошадка скачет по дорожке», «Сердитый индюк»). Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива (упр. «Накажи непослушный язык»); Проверяем двигатель повторно (упр. «Барабан»). Ор-ор-ор – завели мотор!
- Работа над четкостью дикции:
В темном небе звезды светят, Видит сверху он поля,
Космонавт летит в ракете. Горы, реки и моря.
День летит и ночь летит. Видит он весь шар земной,
И на землю вниз глядит. Шар земной – наш дом родной. В. Степанов
- Развитие мелкой моторики:
По порядку все планеты |
Четыре — Марс. |
Он восьмым идёт по счёту. |
Назовёт любой из нас: |
Пять — Юпитер, |
А за ним уже, потом, |
Раз — Меркурий, |
Шесть — Сатурн, |
И девятая планета |
Два — Венера, |
Семь — Уран, |
Под названием Плутон. |
Три — Земля, |
За ним — Нептун. |
– Два грецких ореха дети держат в одной руке и вращают их одним вокруг другого (по типу китайских шариков):
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем – сама не знает.
- Развитие общей моторики «Космонавты»:
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты, На какую захотим, Но в игре один секрет:
Для прогулок по планетам. На такую полетим! Опоздавшим места нет! (разбегаются по своим местам)
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Дид. игра «Посчитай-ка» (1 – 5): космический корабль, бесстрашный космонавт, мужественный космонавт и т.д.
2. Дид. игра «Подбери слова одной семейки»: космос, звезда, планета.
3. Дид. игра «Подбери слова-признаки»: планета Земля (какая?) – …, космический корабль (какой?) – …, звезды (какие?) – …, космонавт (какой?) – … .
4. Деление слов на слоги по теме: луна, солнце, космос, космонавт, корабль, планеты, звезды, Земля, скафандр (старшей, подготовительной к школе групп)
5. Дид. игра «Далеко – близко»: далеко – близко, высоко – …, улететь – …, взлететь – …, темно – …, ярко – …, тесно – … .
-
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание иллюстративного материала с изображением космоса, космонавтов и космической техники, загадки.
Чтение рассказов о космосе: М.Бул «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит?», «Космические станции», Р.Скейчел, М.Бул «Искусственные спутники». Заучивание стихов:
Созвездия Большой и Малой Медведиц. Что такое Солнце?
Вот Медведица Большая А рядом тускло светится Солнце – монетка, – скупой проворчал.
Кашу звёздную мешает Малая Медведица. Нет, сковородка! – обжора вскричал.
Большим ковшом Маленьким ковшичком Нет, каравай, – хлебопёк произнёс
В котле большом. Собирает крошечки. Компас, – сказал убеждённо матрос.
Г.Сапгир Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, – мечтатель решил.
А. Еськова
Мы слыхали: две Медведицы Ночью вверх мы взглянули -
По ночам на небе светятся. Увидали две кастрюли. Г.Сапгир
«Весна»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе во всех периодах года.
Ввести в активный словарь детей:
существительные: осень, зима, весна, лето, названия месяцев года, месяц, солнце, небо, журчание, звон, капель, проталины;
прилагательные: ранняя, поздняя, звонкий, радостный, солнечный, дождливый, шумный, погожий, светлый, яркий;
глаголы: просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать;
наречия: высоко, низко, жарко, холодно.
- Мимические упражнения:
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
- Развитие речевого дыхания, голоса:
Каплями забулькав, Я ступила на карниз
Плакала сосулька: И боюсь свалиться вниз!
— Я хотела сесть повыше, Кап! Кап! Кап!
Я хотела влезть на крышу, Н. Полякова
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Упражнения для щек и губ Пускаем кораблики. Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.
Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение.
Упражнения для языка Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
- Развитие мелкой моторики «Веселые льдинки»:
Солнца луч скользнул в окошко. |
Сжимают и разжимают пальцы. |
Я зажму его в ладошке. |
Соединяют обе руки в «замочек» |
Аккуратно, чуть дыша, |
Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их. |
Спрячу в ларчик малыша. |
Закрывают ладони и убирают руки под стол. |
И тихонько, шаг за шагом |
Пальчики «шагают» по столу. |
Маме отнесу бродягу. |
Сжимают руки и вытягивают их вперед. |
- Развитие общей моторики:
По дорожке долго, долго, взявшись за руки, мы шли Усидеть весною дома мы с сестренкой не смогли. |
Идут по кругу, берут друг друга за руки. |
Светит солнце ярко, ярко, |
Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук. |
От цветов пестреет луг, |
Хлопают в ладоши. |
В небе радуга, как арка, из семи лучистых дуг. |
В воздухе рисуют радугу. |
- Развитие лексико-грамматических процессов:
- Игра «Скажи иначе» (синонимы),
- Игра «Телефон» (родственные слова к словам весна, вода),
- Игра «Подбери признаки» (весна, вода).
- «Волшебная цепочка» (распространение предложений): Солнце греет. Яркое солнце греет. Яркое теплое солнце греет. Яркое теплое солнце греет землю. и т.д.
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение и обсуждение произведений: С. Есенин «Черемуха», Г. Сладков «Птицы весну принесли», А.Н.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник», Ф.И. Тютчев «Весенние воды», С.Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).
Пословицы и поговорки: Март зиму кончает, весну начинает. Весна красна цветами, а осень пирогами. Лето идёт вприпрыжку, а зима - вразвалку. Весною сверху печет, а снизу морозит.
Осень прикажет, весна своё скажет. Весна зажги снега, заиграй овражки.
Скороговорки:
На заре порозовело. Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
В зимний холод всякий молод. Зимним утром от мороза Ломали лед, ломали мы.
Всякий молод в зимний холод. На заре звенят березы. Летели клочья от зимы.
«Перелетные птицы весной»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Обобщить знания детей о жизни перелетных птиц весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Ввести в активный словарь:
существительные: зяблик, кукушка, журавли, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец, насекомое;
прилагательные: звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный;
глаголы: прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.
- Мимические и пантомимические движения, релаксация:
Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для мышц шеи
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади. Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.
Дятел
Я по дереву стучу, Хоть и скрылся под корой,
Червяка добыть хочу. Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».
Аист. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
- Развитие речевого дыхания, силы голоса «Птицы возвращаются»:
– Давайте позовем птиц. Сделайте вдох, на выдохе протяжно произнесите с восклицательной интонацией: «Прилетайте, птицы!»
– Летит стая журавлей. Послушайте, как кричат журавли: «Гур-гур-гур-гур-гур!». Повторите так же.
- Психогимнастика. Пластические этюды:
Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит болоту, ловит лягушек.
Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».
- Развитие мелкой моторики:
Из дальних стран, спеша домой, |
Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими. |
Летят, курлыча, журавли. |
Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения. |
Их крик несется над землей, |
Постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими. |
Весну приветствуют они. |
Сжать руки в рукопожатии. |
- Развитие общей моторики «Лебеди»:
Лебеди летят, Прямо и гордо
Крыльями машут. Умеют держаться
Прогнулись над водой И очень бесшумно
Качают головой На озеро садятся.
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Игра «Улетает, не улетает». Взрослый называет птицу, а ребенок взмахивает руками, если птица перелетная.
2. Игра «Назови ласково». Соловей — соловушка, журавль, лебедь и т.д.
3. Игра «У кого кто». У грача — грачата, грачонок. У скворца, у журавля и т.д.
4. Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам. Объяснить детям значения словосочетаний: предвестники весны, вить гнезда, вершина дерева, выводить птенцов.
-
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Чтение художественных текстов: В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майков «Ласточка», В.А. Жуковский «Жаворонок» — беседа по прочитанному.
Пословицы
Ласточка день начинает, а соловей кончает. Соловей да кукушка в одно время поют, да не одну песню.
Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
Скороговорки Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах:
Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат.
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно грачей.
«Насекомые»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:
существительные: насекомые, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчелка, оса, шмель, стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, спинка, брюшко, лапки, хоботок, усики, личинки, куколка;
прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, вредный, полезный, опасный, майский;
глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать, прыгать, порхать, откладывать.
- Пластический этюд «Оса»:
Воспитатель предлагает детям изобразить ситуацию с помощью мимики и выразительных движений.
– Мама купила большой арбуз. Арбуз очень вкусный и сладкий! Мы едим его с удовольствием! Вдруг прилетела оса. Она начала летать вокруг арбуза. Пытается сесть нам на руки, может больно укусить! Ах! Страшно! Мама взяла полотенце и выгнала осу в окно. Оса улетела.
- Развитие речевого дыхания, чувства ритма:
«Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам: зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.
«Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.) Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами)
«Пчёлка» Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Следить, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
- Артикуляционная гимнастика:
«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
- Развитие мелкой моторики:
Раз, два, три, четыре, пять – |
Сжимать – разжимать кулачки. |
Насекомых надо знать: |
Последовательно соединять пальцы рук с большими. |
Муха, бабочка, пчела, муравей, комар, оса, Шмель, кузнечик и сверчок – |
Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.. |
И у каждого шесть ног! |
Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец – показать шесть пальцев. |
- Развитие общей моторики Гусеница»:
Этот странный дом без окон у людей зовется «кокон». |
Дети лежат на спинах ногами в центр круга. |
Свив на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем. |
Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеку. |
Спит без просыпа всю зиму. |
Переворачиваются на другой бок. |
Но зима промчалась мимо — |
Ложатся на спину, потягиваются. |
Март, апрель, капель, весна… |
Медленно садятся. |
Просыпайся, соня – сонюшка! |
Потягиваются сидя. |
Под весенним ясным солнышком |
Встают, потягиваются стоя. |
Гусенице не до сна. Стала бабочкой она! |
Бегут по кругу, машут руками, как крылышками. |
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Дид. игра «Сосчитай». Одна красивая бабочка, две красивые бабочки… пять красивых бабочек и т.д.
2. Дид. игра «Подбери признак». Бабочка (какая?), комарик (какой?) и т.д.
3. Отгадывание и заучивание загадок.
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л.Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения муравьишки», И.А.»Крылов «Стрекоза и муравей», С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).
Пословицы и поговорки: Почему в народе говорится?
Муравей не велик, а горы копает. Пчелка маленькая, да мед ее сладок. У кого пчела, тому жизнь весела. Жужжала муха, дождалась паука. Осенняя муха сильнее кусает. Пчелка мала, а и та работает.
Скороговорки: У осы – не усы, не усищи, а усики. Золотистый, как из бронзы,
И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!
Жутко жуку жить на суку.
Жук кружится возле розы.
Очень с розами дружу!»
«День Победы»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Ввести в активный словарь:
существительные: армия, генерал, командир, солдат, герой, бой, атака, медаль, орден, ветеран, участник, память, тыл, салют, победа, демонстрация, фронт, памятник, мемориал, обелиск, города – герои;
прилагательные: смелые, отважные, мужественные, героический, доблестный, храбрые, военное, мирное, братская, светлая, вечная, незабываемые, живые;
глаголы: победили, защищали, охраняли, шли, боролись, погибали, оставались, оборонялись, сражались, ранить, перевязать.
- Мимические упражнения:
Изобразить строгого генерала, злого врага, веселого солдата, серьезного танкиста.
Пластический этюд «Прыжок с парашютом».
- Развитие речевого дыхания, чувства ритма:
9мая в честь победы нашего народа в Великой Отечественной войне проводится военный парад.
– Послушайте, как барабанщики бьют в барабаны на параде. Повторите так же: //–, //–.
После парада наступает очередь праздничного салюта.
– Сделайте вдох, на выдохе произнесите с постепенным увеличением силы голоса: ду-ду-ду-ду.
Произнести двустишье. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить добор воздуха и произнести вторую строчку (громко, с восклицательной интонацией): День Победы отмечает страна,
В небе – салют, и кричим мы УРА!
- Артикуляционная гимнастика:
Для челюсти: имитация жевания;
для губ: губы «художники» (а-о-у-э-ы-и);
для языка: самомассаж языка.
- Развитие мелкой моторики:
День Победы великой России |
Руки положить на стол: правую ладонью вниз, а левую сжать в кулак. Менять положение рук. |
В майский день отмечает страна, |
Руки положить на стол: левую ладонью вниз, а правую сжать в кулак. Менять положение рук. |
И огнями зелеными, синими, |
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими. |
Зажигает салют небеса. |
Пальцы сложить в щепоть, раскрывать пальцы и снова сжимать в щепоть. |
- Развитие общей моторики:
Оловянный солдатик стойкий, На одной ноге постой-ка. На одной ноге постой-ка. |
Стоим на правой ноге. |
Если ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, да смотри – не упади! |
Шагаем на месте. |
А теперь постой на левой. |
Стоим на левой ноге. |
Если ты солдатик смелый. |
Прыжки на месте. |
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Кто где служит? (словообразование): артиллерия – артиллерист и т.д.
2. Подбери слова-признаки к словам: праздник 9 Мая (какой?) - (весёлый, радостный, замечательный, великий); солдат (какой?) — ... (смелый, сильный, выносливый, умный); война (какая?) — ... (злая, плохая, слёзная, невыносимая).
3. Объясни, как ты понимаешь слова: праздник, война, победа, медаль, память.
4. Подбери слова, которыми ты поздравишь воина-ветерана.
- Художественная литература и иллюстративный материал: беседы: «Великая Отечественная война», «Подвиги юных героев», «Герои – земляки», «Памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе». Рассматривание иллюстрационного материала по теме. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне: Л. Кассиль «Богатыри», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывки из поэмы), С. Алексеев «Дом» и др. Знакомство с военной символикой.
Пословицы: Кто за Родину горой, тот истинный герой. Войной да огнем не шутят.
Худой мир лучше доброй брани. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра. Держи порох сухим – будешь непобедим.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
«Речные, аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Сформировать у детей представления о жизни животных морей и океанов. Расширить представления о жизни животных рек, прудов, озер. Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах. Ввести в активный словарь:
существительные: краб, кит, морской котик, тюлень, морж, дельфин, акула, скат, меч – рыба, пила – рыба, игла – рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия; чешуя, плавники, хвост;
прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный;
глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться, ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть, ухаживать, кормить, наблюдать, смотреть.
- Мимические и пантомимические движения, релаксация:
Звучит спокойная музыка. Дети стоят полукругом. «Вы превратились в различных рыбок и плаваете в воде» (дети покачиваются из стороны в сторону). «Вы плывете по течению. Вода очень теплая. Покажите, как быстро вы перебираете своими плавничками. А теперь, внимание, впереди хищная рыба! Спрячьтесь за камни на дне» (дети приседают, обхватывают колени руками). «Хищница проплыла мимо, не заметила вас» (дети встают.)
-
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнение для челюсти Резкое откидывание челюсти вниз. Челюсть акула крепко сжала, резко открыла и рыбу поймала.
Упражнения для губ Беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы. Открывает рыбка рот, а не слышно, что поет.
Упражнение для языка Посмотрел направо, посмотрел налево, посмотрел на небо – нет ли туч, поглядел вниз на дорожку – нет ли луж. Ничего не нашел, на рыбалку пошел («Лопатка», «Иголочка», «Горбик», «Чашечка»).
- Развитие мелкой моторики:
Рыбки плавают в пруду —
Не поймаешь ни одну,
потому что рыбки очень осторожны и все время прячутся среди водорослей и камней. И сейчас рыбки поиграют с нами в прятки. Объясните значение команд:
«рыбки» — упражнение «Рыбка»;
«камни» — руки сожмите в кулаки и положите на стол;
«водоросли» — пальчиковые упражнения «Водоросли».
«Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке, |
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. |
Лежало большое бревно на песке, |
Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок. |
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" |
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. |
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." |
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). |
А третья сказала: "Мне хочется спать!" |
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит). |
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. |
Быстро качаем ладонями (дрожь). |
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! |
Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот). |
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" |
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают). |
- Развитие общей моторики «На дне»:
Улитки ползут, свои домики везут. |
Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной. |
Рогами шевелят, на рыбок глядят. |
Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо. |
Рыбки плывут, плавничками гребут. |
Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками. |
Влево, вправо, поворот, а потом наоборот. |
Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот. |
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Подобрать родственные слова: рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбешка, рыбный…
2. Дид. игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных).
3. Дид.игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными).
4. «Выбери нужное действие» Рыбка к камню…. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега… (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку (вплыла, переплыла).
5. Словообразование: употребление существительных с увеличительными суффиксами–ИЩА, -ИЩЕ (рыба – рыбища).
-
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Предметные и сюжетные картинки по теме; чтение литературных текстов: Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», Носов Н. «Карасик», р.н.с. «По щучьему веленью», Гурвич И. «Левушка-рыбак».
Скороговорки
Наловил Валерий Жили-были линь и язь – В аквариуме у Харитона
Полведра форели. Жили в иле, не ленясь. Четыре рака и три тритона.
Угостил форелью В ясли язь возил язят, В озере – карп,
Дарью и Лукерью. Линь линят – в интернат. А в море – краб.
Пословицы Почему в народе так говорят?
Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Зорьку прозеваешь – рыбку не поймаешь.
Сильна птица крыльями, а рыба – плавниками. Где чайки, там и рыба.
На морском дне густо – выросла капуста.
Но капуста не простая, А зеленая, морская.
«Животные холодных стран»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Расширить представления детей о животных севера, об их повадках, поведении, образе жизни. Ввести в активный словарь:
существительные: животные, север, тюлень, морж, котик, олень, нерпа, песец, белый медведь, рога, копыта, клыки, мех, шкура;
прилагательные: пушистый, сильный, хитрый, неповторимый, красивый, осторожный, гладкий, острый;
глаголы: добывать, прыгать, прятаться, нырять, охотиться.
- Массаж лица, рук и шеи
Гордится морж усами Рисуем усы
И острыми клыками Стучим пальчиками по щёчкам
На краю Земли живёт Массаж головы
Где снег вокруг и лёд Ноготками царапаем шейку
- Развитие выразительности движений и мимики:
Разъярённый морж, любопытный пингвин, испуганный олень, робкий тюлень.
Игра «Превращение»
Представьте, что вы превращаетесь в белого медвежонка (моржонка).
– С помощью движений и мимики покажи: медвежонок доволен купанием в океане, он весело стряхивает воду со спины; моржонок выполз из воды на льдину и играет, поднимает вверх и опускает вниз голову.
-
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнение для челюсти Тюлень. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Упражнения для губ и щек «Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки; «Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко; «Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой; «Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.
Упражнение для языка «Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу; «Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой; «Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо; «Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой; «Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т.
- Развитие речевого дыхания и голоса «Северный ветер»:
Сделать вдох, на выдохе длительно произносить слог ВУ с постепенным повышением голоса. Затем выполнить вдох и произнести слог ВУ с постепенным понижением голоса.
В-У-У-У-У-У-У! В-У-У-У-У-У-У!
«Крик поморника»- громкий крик: оу-оы- оу-оы-оу-оы; «Голоса тюленей»- сообщить об опасности тревожным голосом фла- фло- флу- флы; опасность миновала: жма- жмо- жмы. Произнести на одном выдохе фразу:«Не заплывайте далеко в море».
- Работа над четкостью дикции «Пингвин»:
Среди больших холодных льдин Пингвин так ловко с льдин нырял
Шел вперевалочку пингвин. И в море рыбу добывал.
- Развитие мелкой моторики:
- Развитие общей моторики «Оленьи упряжки»:
Белые медведи мороза не боятся, |
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять. |
Нравится им в море ледяном купаться. |
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять. |
Не страшны им в Арктике клыкастые моржи, |
Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого. |
На рыбу и тюленей охотятся они. |
Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого. |
Дети парами (тройками - «упряжки» – встают по кругу, руки подняты вверх и скрещены – «рога». Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети бегут по кругу, высоко поднимая, ноги в коленях.
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2. Образование притяжательных прилагательных. Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.
3. Образование по образцу сложных слов: большие рога - большерогий, косолапый, быстроногий и др.
4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за. Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.
5. «Посчитай-ка» (1-10): белый медведь, благородный пингвин, миленький моржонок.
-
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание альбома с иллюстрациями о Севере, сюжетных картин «Семья белых медведей», «Северный олень». Чтение детям рассказов с последующим обсуждением: «Окся – труженица», «Сампо – лопаренок», сказка «Кукушка», Т. Снегирев «След оленя».
Быстрые ноги не вязнут в снегу, голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится, что человеку сумел пригодиться. (Б. Заходер)
Скороговорки Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
Две совы сидят в беседке, и беседуют соседки
О погоде, о нарядах, о птенцах своих совятах.
«Животные жарких стран»
(для средней, старшей, подготовительной к школе групп)
Цель: Расширить представления детей о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни. Ввести в активный словарь:
существительные: животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, коала, утконос, попугай, варан, пища, растение, шерсть, грива, шкура, пустыня, охота, джунгли, саванна, Африка, Австралия;
прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, травоядный, неповоротливый, полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый;
глаголы: глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать, охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, летать, нападать, опасаться, защищаться, подкрадываться.
- Мимические упражнения:
Обезьянки-кривляки (веселая обезьянка, сердитая, у которой отобрали банан, обезьянка-плакса, удивленная, спокойная, серьезная), сердитый тигр, испуганная газель.
- Развитие речевого дыхания и голоса:
Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и с вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от го» до «пяти»). Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р тигр — громко, низким голосом, тигренок — тихо, высоким голосом. Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
-
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для мышц шеи
Жираф-великан достает ветки высокого дерева. Поднять голову вверх (шея напряжена). Опустить голову вниз (расслабление). Шея жирафа длинна и гибка, ветки жираф достает свысока. Н. Стожков
Слон машет хоботом. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом. При возвращении в исходное положение — выдох ртом.
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
Бегемот. Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости. Бегемот разинул рот, булку просит бегемот. С. Маршак
Упражнения для щек и губ
Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки. Надувать по очереди правую и левую щеки. Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох».
Злой шакал. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
Слон раскрывает и закрывает хобот. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Упражнения для языка
Жираф жует листочки. Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Обезьянка. Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Обезьянки качаются на лианах. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Сигнал опасности у обезьянок. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки — щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.
- Работа над четкостью дикции «Жираф»:
Чтоб жираф был не простужен, И жена жирафу вяжет
В стужу шарф на шею нужен. Шесть шарфов из рыжей пряжи.
- Развитие мелкой моторики:
Если в жаркую страну я случайно попаду, То увижу там шакала, |
Сжимать и разжимать кулачки. Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам. |
Кенгуру, гиппопотама, |
Раскрыть большой и указательный пальцы правой руки. |
Обезьяну, тигра, льва, |
Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки. |
Крокодила и слона. |
Раскрыть большой и указательный пальцы левой руки. |
Хорошо живется им – |
Раскрыть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки |
Не бывает снежных зим. |
Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны. |
- Развитие общей моторики музыкальная физминутка «У жирафа пятна..» (СD диск); «Попугай»:
Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. |
Руки в стороны, влево, вправо. |
Он любил летать всех выше, выше пальм, жирафов выше. |
Потянуться на носках, руки вверх. |
В гости к деткам прилетал, вместе с ними отдыхал, |
Делать приседания. |
Прыгал, кланялся, шалил, с малышами говорил. |
Наклоны головы или туловища вперед. |
- Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Образование множественного числа существительных Им.п. и Р.п. по теме «Животные жарких стран».
2. Образование сложных прилагательных: У жирафа длинная шея – длинношеий жираф.
3. Образование притяжательных прилагательных: Шерсть верблюда – верблюжья шерсть.
4. Образование существительных с помощью суффикса –ищ-: Ужирафа нос – а у слона носище.
5. Игра «Сосчитай». Один кенгуренок, два - …пять кенгурят.
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Чтение литературных текстов с обсуждением: Житков Б.С. «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра», Киплинг Д.Р. рассказы из «Книги джунглей», Толстой Л.Н. «Слон», Чарушин Е. «Носорог», «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»; предметные и сюжетные картинки по теме.
Скороговорки Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.
На прогулке говорливая горилла,
Не смолкая с горилленком говорила.
Положил журнал жираф Положил жираф журнал,
В трехэтажный книжный шкаф. Потому что… прочитал.
«На пороге школы. Школьные принадлежности»
(для подготовительной к школе группы)
Цель: Расширить и обобщить представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь:
существительные: школа, класс, урок, учитель, ученик, перемена, ранец, пенал, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, краски, кисточка, свет, тьма;
прилагательные: интересный, увлекательный, первый, умный, новый;
наречия: справа, слева;
глаголы: учиться, читать, писать, считать, узнавать, знакомиться, трудиться; родственные слова: списывает, переписывает, выписывает, вписывает; антонимы: начнешь — окончишь.
Переносное значение: бежит ученик, время, молоко.
- Мимические и пантомимические движения, релаксация:
Проснулся первого сентября Витя и испугался (испуг); на улице светло: «Я опоздал в школу» (огорчение); но видит — все еще спят (удивление); «Никуда я не опоздал», — обрадовался Витя (радость).
- Развитие речевого дыхания и голоса:
Произнести двустишье. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить добор воздуха и произнести вторую строчку: Мы взрослеем с каждым днем,
Скоро в школу мы пойдем!
- Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц открыть широко рот и удержать под счет до 10.
Упражнения для щек и губ «улыбка» - «рупор».
Упражнения для языка «Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя); мы похлопаем губами (пя-пя-пя)»; «чашечка».
- Развитие мелкой моторики «В школу»:
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, |
Дети «шагают» пальчиками по столу. |
Научусь писать, читать, быстро, правильно считать. |
Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. |
Грозят указательным пальчиком правой руки. |
- Развитие общей моторики:
День стоял веселый, осень на дворе Выполнение движений по тексту.
Мы шагали в школу утром в сентябре.
Прямо и направо, а потом назад.
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом. (С. Маршак)
- Развитие лексико-грамматических процессов:
- Объяснить пословицы: ученье — путь к уменью, ученье свет, а неученье тьма.
- Игра «Исправь ошибку в предложении». У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручки. Я рисую в альбом.
- Игра «Сосчитай». На материале темы «школьные принадлежности».
- Игра «Скажи наоборот». Тупой — острый, длинный, толстый, умный, высокий, веселый.
- Подобрать прилагательные. Карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточенный. (Линейка, пенал, тетрадь.)
- Игра «Четвертый лишний»: ручка, ластик, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко.
- Художественная литература и иллюстративный материал:
Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений с последующим обсуждением: Л.Н. Толстой «Филипок», АЛ. Барто «Первый урок», З.Н. Александрова «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано», Л.Пантелеев «Буква ТЫ».
Пословицы: Ученье свет, а неученье тьма. Грамоте учиться всегда пригодится.
Без муки нет науки. Сделал дело – гуляй смело.
Что посеешь, то и пожнёшь. Что написано пером, не вырубишь топором.
Всякое дело лучше любого безделья. Грамоте учиться всегда пригодится.
Скороговорки: Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.